Татьяна Михайлова – художница мистических озарений

Художница Татьяна Михайлова – исключительно одаренная творческая индивидуальность. Происходя из корневой интеллигентной семьи, она начинала свой путь в искусстве с очень раннего обучения азам рисунка и живописи в Художественной школе, много времени проводила в юности в Третьяковской галерее, рисовала с натуры старинные памятники на кладбище, копировала иконы в церквях... Татьяна Михайлова – художник визионер, имеющей дар особого видения, которому доступны особые постижения тонкой реальности.

Живя даже в самом центре цивилизации, можно жить и думать, можно жить и не думать… Среди думающих есть редкие люди с исключительным складом ума, им умопостигаемая реальность приходит не только в творческих снах и образах, которые ежедневно дарит реальная жизнь. Татьяна относится к той части человечества, что способна интуитивно выходить за пределы реальности, исследовать сферы, в которых живут идеи, тонкие равновесия, иные миры.

Седая древность завещала нам немало таинственных текстов, гностических откровений, разнообразных систем знания, мистических школ, веками сохранявших сокровенные истины, скрытые от непосвященного и ленивого ума…

Когда Татьяна Михайлова берется отображать образы ее видений, у нее удаются спонтанные символизации. Она знает, что средневековые каббалисты представляли творение как дерево с корнями в реальности духа и с ветвями в иллюзорном, дневном существовании. Дерево десяти сефирот каббалы по символическому преданию перевернуто, корнями в небо и ветвями в землю. Дерево, как знает Татьяна, рассматривается как символ микрокосма-человека. Для нее существенна та идея, что за каждым деревом есть его первоисточник – идея дерева. Внутри семечка есть готовое дерево или готовый цветок. Семя крошечное, но в нем изначально заложено будущее создание. Из крошечной завязи, из идеи, расцветает, распускается, развиваясь, все то, что мы видим как материальное, и свойства материального определяются происхождением из  первоначальной идеи, живущей в другом, сопредельном нам измерении. Собственно это и есть сокровенный метафизический процесс, который открывался великим мистикам прошлого. Теофраст Парацельс, которого особенно ценит Татьяна за естественность его мистической философии, тоже утверждал, что имеется одна, единая жизненная субстанция в Природе, на которой основаны все видимые материальные вещи. Эта субстанция -- ничто иное, как жизненная сила, «духовный воздух» древних. Во времена Парацельса избранные верили, что творящие токи жизни, заключены в свете звездном, в свете астральном. Этот свет, оживленный в животных, очеловеченный в людях, производит все формы природы, растит растения, определяет блеск металлов… Жизненная энергия происходит из духовного тела земли, и каждая вещь, каждое дерево, имеет тела видимое, материальное и другое невидимое, трансцендентное… Такой взгляд на мир, когда подобно древним греческим философам, человек входит сознанием в грандиозную космогонию, исключительно естественно развивает его художественное воображение, и даже простые импровизации обретают под влиянием размышлений о природе мира, свое естественное продолжение… Они продолжаются – из человека в живую ткань природы, они отражают не только знания, но и целые стройные лабиринты всесвязанности мира, ключ к которым – Гармония…, Именно к гармоническому ключу зовут те художники, чье вдохновение рождалось под идущими свыше лучами тайны, под неизреченным светом иных пространств. Подобные откровения были присущи  живописи Одилону Редону, который говорил, что произведение, это "сама жизненная сила человеческого существа... некий осадок... духовной субстанции…"/ Если взгляд человека падает на изображение, созданное художником, который несет в вершинах души своей позитив, то в человеке сама собою исчезает агрессия, созерцание становится чистым, мышление переносится в более тонкую сферу, где жизнь поддерживается более тонкими вибрациями. Даже человек, зритель, весьма далекий от мистического опыта, чувствует, что с ним нечто положительное происходит…

Татьяна Михайлова чувствует, что ее работы создаются в определенной временной и духовной протяженности. Ей удается передать вихревую природу сновиденного по форме пространства – и вот перед нами предстает мистериальная встреча Высокой сущности с человеком, мирянином. Рука высокой сущности опускается – только что произошло благословение. Мы видим и руку и нимб над головой посланника высоких сфер. Мирянин в монашеском капюшоне. В отдалении видна другая сущность, другая фигура, которая бредет в отдалении в сложных сферах, тенетах… Вся эта образная система родилась из под кисти Татьяны совершенно спонтанно. Импровизационное начало ее творчества совершенно неоспоримо. Сам собой создается цветовой художественный объем, потом он развивается сам в себе, создавая свое таинственное «тело». Однако связь с личностью художницы не обрывается – она продолжает быть душою, связанной со своим творением. Питать его своею жизненною силою, своими обретениями в духе, своими постижениями тайн древности.

На многих работах Т. Михайловой изображены цветы, появляющиеся из живой, динамичной массы пространства. Достаточно яркий, красный цвет говорит нам о темпераменте автора, живущего полной душевной и интеллектуальной жизнью… В душе художницы живут образы планетарного начала, ей звучат имена Сен-Жермена и Менли Холла, в разные эпохи раскрывавших человечеству тайны и откровения герметико-символической философии…

Творчество личностей, направляющих свой разум и сердце к столь тонким материям, часто создает произведения, мистериальные по своей истинной природе… Творения их - как листья с Дерева Жизни… Духовными предками таких художников становятся те, кто наблюдали мистерии Диониса и Аполлона, для которых священными растениями были акация и тамариск…

Проблема художников-духовидцев чаще всего заключатся в том, что они чувствуют и видят душою больше, чем способна выразить их кисть… Те, кто побывал в сопредельных нам по вибрациям астральных слоях мира, рассказывают, что там живут «на свободе», плавающие краски тысяч и тысяч неземных оттенков… Как трудно передать, выразить красками земными, земным спектром, все это неизмеримое богатство. Гармония же красочных соотношений лучше всего выражена великим мистиком И.В. Гёте, создавшим системный «цветовой круг», служащий цветовым компасом на пути в мир красочной гармонии. Гёте получил в свое посвящение в глубине шахт Гарца… Первоначальные мистические знания наша художница получила очень давно, во времена, когда среди личностей, знакомивших ее с Преданием, был известный художник Петр Фатеев, встречалась она и с многими другими выдающимися личностями, оставившими глубокий след в ее жизненном опыте. Была близка к известному объединению «Амаравелла»… Встречалась с Б. Смирновым-Русецким и с его другом С.Н. Рерихом, воспринимавшими Природу не только как часть Земли, но и как составную часть грандиозной Вселенной…

Господствующим убеждением Парацельса было убеждение в том, что все в природе является благом для чего-нибудь. Так и в жизненных впечатлениях художника, исследование природы, предметов, образов приводит к тому мигу, когда переполненная душа обретает вдохновение и начинает творить. Написанное произведение создается именно таким, каким оно создано в определенный день, час, минуту… Оно не бывает случайным, оно -- продукт духовной деятельности талантливого человека… Произведению или человеку суждено или не суждено появиться на свет, суждено или не суждено раскрыть чьи то чувства, обогатить чь-то эстетическое восприятие. Чем богаче духовный мир художника, тем ценнее созданное им произведение. Ремесленник создает одинаковые, как две капли воды похожие друг на друга керамические кувшины… Он тиражирует единый образец. Творец, художник ежемгновенно создает новый оттенок своего творческого стиля, импровизацией он отличен от ремесленника. Т. Михайловой свойственно жанровое разнообразие – она может быть реалистом-портретистом, может создавать натюрморты, может делать исторические портреты, может работать со сложными композициями, состоящими из таинственно причудливых элементов, реализованных в цвете, но она всегда проявляет себя как динамичный, темпераментный, вдумчивый и глубокий интерпретатор скрытых и видимых реальностей, прошедших сквозь жаркое горнило ее сложноподчиненной высоким учениям, многоопытной души…

Излишне говорить, что произведения ее ценны и сами по себе, соответственно их художественным достоинствам, и как творения вышедшие из рук замечательной глубокой душевно и образованной личности.

Станислав Айдинян,

вице-президент Творческого союза профессиональных художников,

член правления Международной ассоциации содействия культуре,

член Союза российских писателей.

Венеция рассвет

В Италии